А ваше авто готово к зиме?

Далеко не все водители следуют поговорке «Готовь сани летом». Именно для них, а также для всех, кому не безразлично состояние железного друга и собственная безопасность, предназначены следующие рекомендации.

Основы подготовки автомобиля к смену сезона включают в себя смену резины на зимнюю, проверку тормозов, внешних световых приборов, систем обогрева и охлаждения. Особое внимание нужно уделить проверке состояния механизмов рулевого управления и тормозов. Небольшой люфт в рулевом механизме, на который летом и внимания не обращали, зимой на скользкой дороге может привести к аварии. Ну и конечно же, требования безусловного соблюдения Правил дорожного движения никто не отменял.

Шины:

Для зимы предназначены шины с маркировками M+S (Mud+Snow - «Грязь+Снег»), Winter («Зима») или W. Лучше выбрать шины поуже, чем те, на которых вы ездите летом, — естественно, в пределах допустимого для вашей машины размерного диапазона. Протектор должен продавливать снежно-грязевую кашу до твердого покрытия, и узкие шины справляются с этим лучше. Шипованные шины на льду и на снегу держат лучше, однако для несильно снежной зимы в городе лучше подойдет не шипованная резина (поскольку на чистом от льда и снега асфальте при торможении на шипах возрастает вероятность заноса и увеличения тормозного пути).

Двигатель:

Главная проблема зимой — запуск холодного двигателя. Чаще она возникает у карбюраторных моторов, но в сильный мороз с ней может столкнуться и владелец автомобиля с инжекторным двигателем. Причины — загустевшее масло, падение емкости аккумулятора и плохое испарение бензина. Каждый пуск холодного мотора при температуре —20°C эквивалентен пробегу в 800 км.

Для быстрого запуска обычно используют автономный подогреватель на жидком топливе. Горючим для него служит бензин или солярка, в зависимости от того, на чем работает двигатель вашего автомобиля. Время разогрева — не более 15 минут, при этом тратится всего 200 г топлива.

Согласно последним данным, мотор достигнет рабочей температуры быстрее, а его износ будет меньше, если после пуска не стоять на месте, а начать движение как можно быстрее, избегая, конечно, излишней нагрузки на двигатель.

Масло:

Смену масла обычно производят в привязке к пробегу машины, а не к сезону. Подавляющее большинство современных моторных масел — в той или иной степени — всесезонные. Но заливать масло следует не только по предписаниям производителя, поскольку не ясно, предполагалось ли им, что автомобиль будет эксплуатироваться в условиях «разной» зимы.

Для выбора оптимального масла существуют определенные хитрости. В маркировку моторного масла должно входить обозначение класса его вязкости по шкале SAE, например - 15W - 40. Это значит, что данное масло по вязкости при минусовых температурах удовлетворяет требованиям, предъявляемым к зимним маслам класса 15W, а при плюсовых — к летним маслам класса 40. Запомните число 35. Если из него вычесть «зимний» индекс класса вязкости (в нашем примере это 15), получится величина, называемая предельной температурой прокачиваемости. То есть, температура, при которой масло еще сохраняет текучесть. 35-15=20. Значит, маслом 15W-40 можно пользоваться при температурах до -20°C.

Соответственно, чем меньше «зимний» индекс класса вязкости, тем масло «холоднее». 10W - до -25°C; 5W - до -30°C.

Акумулятор:

Если аккумулятор сравнительно молод (до 3-4 лет), в преддверии зимы его достаточно вымыть снаружи, очистить клеммы и полностью зарядить — если автомобиль постоянно эксплуатировался в городе, заряд батареи наверняка далек от номинального.

Если аккумулятор старый и до номинальной емкости не заряжается, меняйте без раздумий, иначе зимой он вас наверняка подведет - емкость итак сильно падает с понижением температуры. А тут еще и повышенное энергопотребление - отопитель, подогрев сидений, свет, дворники, обогреватель стекла.

Система зажигания:

Обычно свечи меняют через 15-20 тыс. километров, т.е. раз в полтора года (речь не идет о сверхсовременных, выдерживающих 100 тыс. км и более). Однако не надо экономить на свечах - прокаливать, чистить и регулировать зазоры. Меняйте хотя бы раз в год - это недорого. И ставьте новые именно в преддверии зимы.

Топливная система:

Нередко она является причиной неудовлетворительной работы двигателя в зимнее время. И все из-за скопившегося в топливном баке водяного конденсата. Если в баке есть сливная пробка, воду можно просто слить, если нет - «нейтрализовать», применив так называемые «вытеснители влаги» - они заливаются в топливный бак и постепенно очищают систему питания.

Не будет лишним поставить новый фильтр тонкой очистки топлива, вычистить карбюратор, а если мотор имеет систему впрыска - убедиться в чистоте инжекторов.

Владельцам дизельных иномарок, особенно если машина ранее эксплуатировалась в стране с мягким климатом, стоит позаботиться об оснащении топливной системы специальными устройствами подогрева. Практика показывает, что завести дизельный мотор при -20°С бывает трудно, так как топливо теряет текучесть (насколько «зимней» является солярка, которая у нас продается зимой, можно только гадать).

Одна из действенных мер - применение подогреваемых топливоприводов и фильтров. При этом пустить дизельный мотор можно даже при -40°С.

Кузов:

Зима — не лучший сезон для автомобиля, особенно при передвижении по улицам, обильно посыпанным солью. Поэтому антикоррозийная обработка кузова желательна, если, конечно, авто не только что с завода. Поверхность кузова можно защитить препаратами, содержащими специальный состав, пригодный для использования при низких температурах.

Стекла:

Обзорность — это не только комфорт, но и безопасность. Поэтому стеклоочистители, обдув и обогрев стекол должны быть исправны. Щетки, оставляющие на стекле матовые полосы, выбрасывайте смело.

Стекла лучше тщательно осмотреть. Ведь даже небольшой скол на лобовом стекле в первый же мороз после осеннего дождя превратится в полноценную трещину. Существующие технологии ремонта позволяют устранить подобный дефект без снятия стекла. Это проще и дешевле, чем его замена.

Запотеванию стекол препятствует применение жидкостей—антизапотевателей, которые достаточно наносить на стекло раз в неделю.

Расходные материалы:

Тщательно подходите к выбору незамерзающих омывателей стекол. Это в сельской местности при —20° — сухой и чистый снег под колесами. А в городах даже в сильный мороз — грязная жирная жижа, которую щетки охотно размазывают по стеклу, превращая в непрозрачную белесую пленку.

Поэтому запас жидкости в бачке омывателя — непременное условие безопасной езды. Но покупая жидкость с температурой замерзания —20°С, не обольщайтесь и не вздумайте ее разбавлять, даже если на улице —10°С.

Подготовив свое авто, не снижайте бдительности. Будьте особенно осторожными во время ухудшения погоды! Пользуйтесь ремнями безопасности, соблюдайте безопасную дистанцию, не превышайте скорость, двигайтесь с включенным ближним светом фар или противотуманными фонарями.

Не забывайте следить за сообщениями Гидрометцентра, не пренебрегайте предупреждениями Госавтоинспекции сознательно относитесь к собственной безопасности и к безопасности окружающих вас участников дорожного движения.